Как мы покоряли Говерлу

Вступление.

На сей раз наши ряды пополнились новыми участниками, а экипаж состоял уже из двух автомобилей – традиционного Volkswagen Т4 и легкового Opel Astra, а численный и половой состав был сформирован восемью мужчинами и четырьмя боевыми девушками. Довольные отличной погодой и дополнительным выходным днем мы двинулись в путь, предвкушая встречу с горами...

20 апреля. Бельдяжки.

Вообще, в первый день планировалось проехать как можно больше, поэтому даже с наступлением темноты Леша уверенно продолжал маневрировать между бесконечными ямами и колдобинами украинской дороги. Однако наш Т4 имел на это свое мнение. Проехав славный город Радехив и не доехав 80 километров до еще более славного города Львова он ехать дальше отказался. Экспертная оценка показала, что у нас проблема с патрубками (уж простите, технически я не сильно подкована) и ночевать гордый микроавтобус собирался прямо в поле. Opel, привыкший к бережному обращению, с такой перспективой был не согласен, а посему произвел разведку в уже названном городе Радехиве, где был обнаружен круглосуточный шиномонтаж. На свою беду в столь поздний час на улицах города был замечен старый хлебовоз, который милостиво согласился препроводить  сломавшихся белорусов до Радехива. Вот за что люблю наших мужчин, так это за постоянное присутствие духа и позитив: нас буксировали в ночи, а в микроавтобусе звучал мужской хор с песней «Ой, любо, братцы, любо, любо, братцы жить».

На шиномонтаже обитало три гарных украинских парубка, которые вежливо предоставили нам свет и домкрат. Пока Леша копался под днищем машины, мы разговорились с ребятами, которые угощали нас, продрогших и уставших девушек, чаем, а мальчики за знакомство непреминули выпить более крепких напитков.

Тем временем стало совсем поздно, ребята из шиномонтожа отправили гонца за недостающей нам деталью, и было решено искать в Радехиве гостиницу. Первая партия жаждущих отправится ко сну поехали на исправной машине на разведку. Через какое-то время вернулся один Женя и сообщил, что гостиница есть, но весьма скромного вида. Что ж, нам не привыкать, сгодится и такая. Мы с Таней сели к Жене, а на шиномонтаже осталось четверо самых стойких – починять машину.

Дальше начались приключения. Мы двигались по пустынным улицам Радехива, как вдруг, откуда ни возьмись, возникла легковушка и подрезала нас , едва не задев. Мы увернулись и поехали дальше, но легковушка обогнала нас и затормозила перед нами. Мы с Таней напряглись, представляя, что сейчас может произойти (две девочки да парень в машине против двоих бугаев в незнакомом городе), Женя заблокировал двери и изо всех сил нажал на газ. Мы стали быстро соображать, что же нам делать. Сзади за нами была погоня. Ехать в гостиницу – бессмысленно, пока дойдем до нее, на нас могут напасть. Единственное место – уже всем знакомый и гостеприимный шиномонтаж. Мы повернули на какую-то улочку и увидели нашу гостиницу, на пороге которой стояли Макс и Валя. На душе полегчало. Значит, нас уже много и можно останавливаться. Макс, который наблюдал эту картину со стороны, описал ее так: «Ночь, мы стоим, ждем вас, вдруг в ночной тишине слышно,как по пустынной дороге несется наш Opel, а за ним – еще одна машина». Мы остановились, наш «хвост» тоже. Оттуда вылезли нелицеприятные, весьма поддатые мужики и стали на нас наезжать, мол, «что вы тут приехали, думаете, вам все можно, ведете себя как хамло...» и все в таком духе. Стало понятно, что выпив, местным захотелось повыпендриваться. Однако доводить ситуацию до конфликта не хотелось, поэтому мы стали переводить разговоры на мирный лад. Вдруг с другой стороны подъезжает еще одна машина – это оказались знакомые ребят-шиномонтажников. Как потом выяснилось, нашим шиномонтажникам позвонили и сказали «Ваших белорусов обижают», те и послали нам помощь. В общем, все обернулось мирно, нам потом было даже смешно.

Дальше нас ожидала наша обитель. Мы ужасно устали и замерзли, все мечтали о горизонтальном положении. Нас встретила не очень радушная служительница гостиницы. И потом мы целых полчаса заполняли регистрационные карточки, в которых требовалось указать огромное количество данных, чуть ли не девичью фамилию моей бабушки, после чего служительница методично переписала все эти сведения в допотопного вида журнал. Нам всем сразу вспомнилась гостиница в Бельдяжках из ставшего уже культовым фильма «О чем говорят мужчины». Некоторые наши мужчины упирались и говорили, что им в эту гостиницу (в Бельдяжки) нельзя, потому что они женаты. Я же готова была упасть даже в коридоре, поэтому эта гостиница меня умилила только одним: на покрытой желтоватой краской стене красовалась бумажка, извещающая о наличии Wi-Fi в гостинице (и это там, где нет даже туалета в номере!). Звучало сие заманчивое предложение следующим образом: «Послуга высокошвадкисного доступу до Iнтернет для користувачiв ноутбукiв або кишенькових компьютерiв за технологiею Wi-Fi». Для активации данной послуги требовалось приобрести карточку. Вот до чего прогресс дошел!

21 апреля. Закарпатье.

Сфотографировались на память с нашим пристанищем и отправились в путь.

На смену уставшему от ночной починки машины Леше за руль села я. Ребятам из шиномонтажа в благодарность привезли пива. По дороге остановились позавтракать в замечательном кафе «Валентина», где устроили небольшой концерт. Я еще не говорила, что мы были похожи на Бременских музыкантов? С нами были гитара, флейта и там-там.      Повеселив персонал кафе, отправились дальше: нас ждали горы. Отвернув с трассы в Лазещине, поехали по проселочной дороге. Смеркалось, начинался дождь, дорога вся сплошь в ухабах. Эти 10 километров вымотали меня больше, чем весь предыдущий путь. Наконец мы уперлись в базу спасателей, где зарегистрировали нашу группу и решили устроиться на ночлег в доме возле базы. Дом был поистине огромен: два этажа и бессчетное количество спальных мест. На улице было дождливо и неуютно, но мы затопили печки, накрыли на стол и стали отмечать столь долгожданное прибытие в горы, а также прошедший Лешин день рождения.

22 апреля. Восхождение.

Утро выдалось погожим. Несколько часов сборов и перепаковки рюкзаков, и вот, наконец, мы движемся к заветной цели – горе Говерла.

Десять километров ровной дороги, наша растянувшаяся на полкилометра группа, горная река, зеленые горы вокруг, солнце, жара... Иногда начинает идти дождь, то и дело приходится надевать дождевики и накидки на рюкзак. Наконец начинается подъем. С непривычки идти тяжело: все время нужно карабкаться вверх, тяжеленный рюкзак, снова солнце.

На турбазе Козмещик к нам прибивается черная собачка, о которой  я читала в отчетах других туристов, покорявших Говерлу. Забегая вперед, скажу, что собачка проделала с нами весь путь – от подъема до спуска. Интересно, сколько же раз покоряла она самые главные вершины украинских Карпат?

Впереди бежит Толик, который уже бывал здесь и является нашим проводником, от него не отстают Серега и Женя, ну а мы чуть пониже, пыхтим и периодически передыхаем. Вот открытая местность и крутые подъемы на время прекращаются и начинается лес, где идти уже не так тяжело. В конце леса мы переодеваемся: надеваем термобелье, шапки, перчатки, гамаши (мне их жаловал Макс. Я упиралась, как могла, но впоследствии была очень благодарна), перематываем ноги полиэтиленовыми пакетами и скотчем. Начинается полоса снега и открытая местность. Мы бодро поднимаемся вверх. Кое-где – проталины, на которых растут красивые сиреневые цветы. Так до сих пор и не знаю их названия. Через какое-то время делаем привал. Здесь начинает дуть сильный ветер, идет дождь. Тут еще мало снега и неплохое место для того, чтобы разбить лагерь, но солнце еще высоко и мы решаем использовать световой день по максимуму.

Начинается самый сложный отрезок пути. Снега – по колено, мы постоянно проваливаемся в него, падаем, идти становится тяжело. Еще выше – и ветер дует уже так сильно, что невозможно устоять на ногах. Вдобавок ко всему идет град, который больно стучит по щекам, мы находимся в облаке, видимость практически нулевая. Я к тому времени уже догнала первую часть нашей группы во главе с Толиком. И вот мы стоим с ним на очередной горе, после которой – перевал и Говерла, внизу – крутой склон и полкилометра снега. Мы еле стоим на ногах, на нас сыпется град и в глазах у нас обоих смятение. С одной стороны, очень хочется дойти до колыб, в которых мы хотели сегодня ночевать, чтобы завтра с утра подняться на высшую точку Украины, с другой – мы ничего не можем разглядеть в этой снежной пелене и даже не знаем, где они находятся. А внизу – пропасть, и если кто-то из нас поскользнется, костей потом не соберешь. Как ни печально, приходится спускаться вниз. Дождались остальных и посоветовались. Макс с Толиком отправились в разведку – не видно ли там, за горой, колыб. Однако они вернулись ни с чем. Кто-то уже и рад спуску. У Азера сильно разболелось колено, Аня очень устала и идти вверх уже не хочет. Мне жаль, что в очередной раз эта вершина мне не покорилась. Однако это было правильное решение: гора не стоила того, чтобы рисковать так сильно.

До темноты очень хотелось спуститься до колыб, замеченных нами на подъеме. Все же ночевать в домике лучше, чем в палатке. Всего часа полтора – и вот уже сверху виднеются дырявые крыши колыб. Обувь, несмотря на основательную подготовку, мокрая насквозь абсолютно у всех. Хорошо, что есть запасная. Вскоре у нас уже горит огонь, подвешен котелок и варится гороховый суп и гречневая каша. Избушка для 12 человек несколько маловата, но пространство в ней организовано вполне грамотно: сколочен сплошной деревянный настил, на которой мы расположились, как гусеницы в своих спальниках в рядок. Впервые в жизни спала в таких стесненных обстоятельствах. Лежать на спине было роскошью, все лежали вплотную на боку и на счет «три» поворачивались на другой. Было очень смешно, зато тепло.

На 4 утра мною был заведен будильник – для тех безумцев, которые собирались снова покорять Говерлу (быстренько сбегать туда-назад, пока остальные спят – ага))). В 4 утра раздались веселые звуки моей «La Bamba», сквозь которые отчетливо было слышно, как сильно бьет дождь по крыше и как легонько падают капли сквозь щели на лбы моих соседей по нарам. С облегчением вздохнула я и те, кто собирался восходить, и снова уснули под баюкащий стук дождя...

23 апреля. Спуск.

Под утро мы как-то приноровились и приняли форму вогнутостей и впуклостей друг друга, и спать стало почти свободно. Проснулся и пошел делать чай беспрестанно храпевший всю ночь Женя. Я даже смогла перевернуться на спину, что было уже само по себе блаженством. Таня, наконец-то, обрела опору под своим телом (ранее она зависала в пространстве между Толиком и Азером), а дождь все так же сильно барабанил по крыше. Просыпаться и выходить на улицу не хотелось. Но зов природы, а также необходимость спуститься сегодня взяли верх. Через час мы уже фотографировались на прощание возле нашей колыбы.

Мне очень хотелось вниз. Внизу должно было быть сухо и тепло, там можно было снять мокрые ботинки и переодеться в относительно чистую одежду. Внизу мы могли поесть. Теперь я бежала впереди всех. Было сложно поверить, что весь этот путь наверх мы проделали за вчерашний день – даже спускаться было непросто, такие крутые встречались места. Рюкзак к этому времени был уже практически частью меня, трекинговая палка приросла к ладони, а мокрые ботинки отдавали теплом. Это было отличное время для того, чтобы остаться наедине с собой, подумать о вечном и насладиться пейзажами. Когда идешь вверх, смотришь только себе под ноги и изредка – на ближайшую гору, которую тебе предстоит одолеть.

И вот, наконец, мы внизу. Пока переодевались, к нам подошла группа Лешиных знакомых из Беларуси – ребят из клуба «Магадан». Они поднимались на Петрос, погода там была лучше, чем на Говерле, и им удалось покорить вершину. Привет вам, ребята! Вы молодцы!

И вот мы движемся в сторону Львова. Едем уже не на таком подъеме, все подустали и мирно кемарят на задних сидениях. Бдим только мы втроем: я снова – в качестве водителя, Леша – штурмана, а Макс кормит меня с заднего сидения апельсинами. На подъезде ко Львову начинаем искать недорогой мотель, однако все они оказывается либо занятыми, либо слишком дорогими.

Во Львов прибываем уже поздно, ночевать уже не имеет особого смысла, иначе не успеем вовремя добраться домой. А всем хочется погулять по Львову. Толик встречает своего здешнего друга Дмитро, который проводит нам небольшую экскурсию по городу и ведет в ресторан. Там мы, наконец, поздравляем Валю с днем рождения.

Впереди еще 14 часов до Минска, поэтому два водителя – Азер и Макс – отправляются спать. А мы, тем временем, снова бродим по улицам Львова. Поначалу не хотелось идти на Высокий замок, времени на это нужно довольно много, а кости и так ломит после двух дней похода по горам. Но мы решили, что за эту поездку надо покорить хотя бы одну вершину. Пусть ее высота – чуть больше 400 метров, это все равно выше, чем наша гора Дзержинская. Мы взбежали на нее с легкостью горных козочек. Вершина была повержена... Она была безлюдна, а вокруг мерцала огоньками панорама Львова. Пели ночные птицы, дул легкий ветерок. Тиха украинская ночь... Я нисколько не пожалела о том, что мы полезли на Высокий замок. Конечно, это не Говерла, снега и окрестных гор здесь нет. Но такой я эту гору видела впервые – одинокая, с бесподобно красивым видом на город...

24 апреля. Белорусский борщ.

Ну а дальше... А дальше мы как-то очень быстро доехали до Беларуси. И решили, что в Украине борщ варить разучились. Поэтому мы заехали в придорожное белорусское кафе и наелись до отвала – борщом и драниками. Белорусская щедрость приятно удивила размером порций и простотой обстановки.

Заключение.

Прекрасная Говерла так нам и не покорилась, но мы не расстроены. Есть отличный повод вернуться!