Как идиоты ходили в поход, или белая мгла (название автора)

Лаго Наки. Минус 15. Шквальный ветер превращает снег в иглы, царапающие лицо и не позволяющие открыть глаз. Снега по пояс. Резким порывом ветра нас с братом сшибает с ног… Вцепившись друг в друга отмороженными не сгибающимися пальцами, пытаемся встать. Отчаяние достигает своего пика, смотрю на брата и читаю в его глазах свои мысли: «это конец…»

Тремя днями ранее. Мы с Андрюхой, отложив все дела, пакуем рюкзаки и собираемся на зимнюю ночёвку. Долгожданный зимний ПВД, в который так и не смогли сходить за целую зиму.

Перед выездом, заехали в супермаркет за хавчиком и попутно прикупили пластмассовую разделочную доску, ДОСКУ СУДЬБЫ!!! Доехали до Лаго Нак быстро и весело. План маршрута было прост: с Яворовой поляны подняться на плато, переночевать у Оштена, утром собраться и счастливыми уехать домой. Летом к планируемому месту ночевки можно дойти за час-полтора. На Яворовой поляне погода соответствовала прогнозу: днем около 0, ночью предполагалась -6 -8 с максимальным ветром 6-8 м/с. Над плато висели облака и тут бы нам следовало первый раз насторожиться, но наша «крутизна и опытность» не знали преград).
Снег на Поляне был расчищен грейдером и мы без труда припарковались рядом с машиной, в которой приехала группа из 8 человек. Большинство ребят были из Краснодара и парочка откуда-то со Средней России. Ребята из группы собирались подняться на Фишт, видать, что наша «крутизна» ничто, по сравнению с ними. Но, услышав инструктаж руководителя группы, о том как как нужно паковать рюкзаки, стало ясно, что шансы их подъема не велики. Среди снаряги у группы были снегоступы и тут бы нам насторожиться второй раз, но и тут мы не задумались, понадеявшись на легкость нашего маршрута.
Распрощавшись и пожелав ребятам удачи, мы с Андрюхой двинулись в путь на плато, через Инструкторскую щель.

Идти по твердому снегу было легко, до тех пор, пока не попался участок с рыхлым снегом. Шли друг за другом, след в след, ноги проваливались по колено, сил было еще много, тропить было легко, и наша осторожность продолжала крепко спать. К тому же участок оказался очень коротким. Плато встретило нас полутораметровым слоем плотных сугробов, из которых торчала крыша летнего балагана, плюс ко всему стал идти небольшой снежок, и тут бы нам валить обратно со всех ног, но и тут наш смелый идиотизм не знал предела). До подножья Оштена мы дошли за час, радуясь тому, что наконец, выбрались в горы. У Оштена, легкий снежок превратился в серьезный снегопад, ветер значительно усилился. Мы быстро выбрали место для палатки и стали строить снежную стену. Тут я совершил косяк, прижал коврик рюкзаком и занялся палаткой. Ветер выдул коврик, который начал набирать сверхзвуковую скорость. Андрей, заметив это и с криком: «Е…. мать!», с проворностью молодого мангуста кинулся спасать мою пенку. Пенка спасена, палатка поставлена за надежной полукруглой снежной стеной. Учитывая, что лопат у нас не было, а без стены бы нас просто сдуло, ситуацию спасла… Та-дам!!! ДОСКА СУДЬБЫ и ТАРЕЛКА ВСЕВЛАСТИЯ!:) Доской резали снежные блоки, а тарелкой окапывались. Спали в эту ночь как дома, не смотря на жуткие завывания метели. Вечером следующего дня мы должны были быть дома.

Ночные завывания метели показались музыкой, по сравнению с тем, что ждало нас утром. Температура порядка -15, ветер порядка 25 м/с, снегопад, видимость не более трех метров. Принимаем решение отважно идти обратно, дома нас ждут сегодня вечером, а связи нет. Идем к балагану в белой мгле по азимуту. Потерялось все понятие о пространстве и времени, через время, мозг сам начал придумывать что то кроме снега. Мне периодически казалось, что рядом летает птица. Идем, а вернее ползем, десять шагов и отдыхаем. Тот отрезок, что вчера мы прошли за час, сегодня идем день.

Вспомнилась ободряющая статья, о том что в 75 году в этом месте погибло 20 человек при тех же обстоятельствах. Отгоняя дурные мысли, останавливаюсь протереть очки, снимаю перчатки и зажимаю их между ног, в этот момент легкое дуновение шквального ветерка валит меня мордой в снег. Падая, успеваю увидеть, как перчатки исчезают в белой мгле.
   Сил идти дальше нет, мы поняли, что не дойдем, решаем окопаться и поставить палатку. Часа два наощупь окапываемся, глаза открыть невозможно ресницы смерзлись. С горем пополам поставили палатку, согрели чая. Нормально поспать в эту ночь не удалось, ветер норовил сдуть палатку, мне приходилось периодически вылезать, расчищать снежные заносы и проверять растяжки, а брат держал дуги палатки.

Так прошла вся ночь, газ и еду экономили, я смастерил из шерстяных носков перчатки как у американских бомжей. Утром обнаружили, что стенку, которую мы строили, раздуло и палатка еле справляется с порывами ветра, долго она так не протянула бы, а значит, надо было идти дальше, тем более что дома нас ждали еще вчера. Снег начал стихать, и в просветах можно было увидеть силуэты гор, мы смогли сориентироваться и это радовало. Расстраивало то, что мы потратили целый день и уйму сил на такое ничтожное расстояние, мы даже не дошли до балагана, откуда начинался спуск в Инструкторскую щель. Мы понимали, что нам, во что бы то ни стало нужно выйти к машине, потому что еще раз окапываться и ставить палатку нам просто не хватит сил. Подкрепившись, отправились в сторону Инструкторской щели, которую в условиях плохой видимости мы так и не смогли найти. Вместо этого уперлись в крутой скальный обрыв с совершенно незнакомой местностью. Отчаяние накатило с новой силой, я стал мысленно готовить себя к еще одной возможной ночевке. Но это лишь в самом крайнем случае, сейчас нужно было идти. Куда идти было не понятно, к счастью вдалеке мы увидели веху маршрута, ведущего по плато в Лаго Наки. В этом направлении мы и пошли, альтернативы не было.
   Около четырех дня, до смерти уставшие, с отмороженными лицами и пальцами, мы выбрались к КПП заповедника. Рядом была гостиница и кафе, где нас приютили, накормили и обогрели. Из кафе позвонили родным и другу, которого попросили забрать нас, потому что наша машина находилась в 80 км от того места куда мы вышли. Три часа ожидания прошли незаметно, за просмотром кино и беседами с управляющим Асланом. Он сказал, что нам вдвойне повезло, потому что помимо видимой опасности, была еще одна - карстовые пещеры. Зимой их заметает снегом, и они становятся невидимыми. Саня приехал и вот уже мы едем в теплой машине и слушаем его рассказ о том, как он поставил на уши МЧС, пытаясь выяснить, где мы. Он рассказал нам, что за те два дня, пока мы выживали в горах, нашу машину засыпало двух метровым слоем снега. В Гузерипле мы взяли телефон Нины из приюта Партизанки, мимо которой будет проезжать грейдер через два дня, и поехали домой. Машину забрали позже, когда снег расчистили.

Сейчас, я сижу в теплой и уютной квартире, пишу статью и прекрасно знаю, что вера в то, что ты супер альпинист легко развеивается ветром свыше 30 м/с.
 P.S. С ребятами из фиштинской группы все в порядке, на Фишт конечно же не поднялись, непогоду переждали в гостинице в Гузерипле. Живы, здоровы, а их машину вытащил ГАЗ-66