Бегство в ЛагоНаки

ЛагоНаки

Жарким июльским утром понедельника мы с Мишаней как обычно сидели в офисе, пытаясь настроить себя на рабочий лад. Жара, духота, мысли сами собой улетали в мечты о путешествиях и отдыхе и не желали возвращаться. К нам зашел Андрей (брат Миши) и окончательно развеял нашу и без того слабую рабочую обстановку:

-Ребята! Так надоело сидеть в Краснодаре, работать совершенно невозможно! А поехали в горы на пару дней? Иначе я совсем с ума сойду!

Андрюха знал - делать такие предложения нам с Мишей опасно). Переглянувшись, мы с Мишей - каждый в своей голове - судорожно стали прокручивать список дел, которые необходимо было выполнить, чтобы как-то освободить пару деньков на поход. Понедельник, вторник и среда прошли в режиме выполнения этих самых дел.

Состав группы:

Михаил Филоненко                Андрей Филоненко         Ольга Филоненко она же Горбикова

Улирика Алексеевна Горбикова

В среду вечером собрались все вместе, чтобы определиться с маршрутом и временем выезда. Мы уже несколько раз бывали на Оштене, а до Фишта мы еще не созрели, поэтому хотелось просто неспешно поскитаться по горам и полюбоваться красотами видов. После просмотра в интернете статей и фоток ЛагоНак мы окончательно настроились на путешествие и решили пойти на приют реки Цице. Цица - горная речка, протекающая через живописный каньон с водопадами. Там заканчивается заповедник, а, значит, можно разжечь костер и полночи провести в неспешных беседах под открытым небом, не рискуя замерзнуть. В планах также был поход на фиштинский приют. В прошлом году мы с Мишей там уже были, дорога к приюту выгодно отличалась от дороги к Оштену разнообразием природы - поля, морены, горные ручейки, лесок. Сам приют  располагался между двумя вершинами Фишта и Оштена. Но всю это красоту нам толком не позволили разглядеть погодные условия (был жуткий туман) и отсутствие времени. Поэтому нам снова хотелось туда попасть.

Так за обсуждениями наступил поздний вечер, а мы все никак не могли определиться с выездом. Мы с Мишаней уже были свободны как ветер, а у Андрея были важные дела в первой половине дня. Наконец решили, что мы выезжаем сегодня в ночь, а Андрей подтягивается завтра к обеду. Проводили Андрея и срочно-обморочно стали собирать рюкзаки. Конечно, не забыли про нашу верную пенсионерку-собаку Уму. По тому, как мы одеваемся и какие берем с собой вещи, она быстро смекнула, что предстоит поход, и в полной готовности ждала нас у двери. Выехали в 12 и в 3 ночи были у КПП ЛагоНак. Помня о прошлых подъемах с Партизанки, я стала умолять Мишу начать путь с плато (так, конечно, дольше на пару часов, но зато по ровной и относительно сухой поверхности), аргументируя это тем, что сил на спуск и подъем мы потратим больше, чем на сам поход.  Да и к тому же каждый день дожди, дорога Партизанки превратится в жижу, вниз мы будем съезжать на задницах и пропитаемся грязью до трусов. Миша уступил. На том и порешили. Не заезжая в КПП, поставили машину у дороги, в свете фар быстро разбили палатку, перекусили отвратной консервированной гречневой кашей со «свининой» и кусочками газеты (видно, для пикантности добавляют) и сладко засопели.

Утром заехали через КПП ЛагоНаки и отметились у егерей (нахождение в заповеднике платное - 150 руб. – сутки + 100 руб. парковочное место). Мы уже не первый раз шли в горы, но почему-то только в эту поездку узнали, что нужно отмечаться на базе МЧС, если поход больше 1 дня. Нужно озвучить МЧС-никам маршрут, они выдают  рацию, и поддерживают связь на протяжении всего пребывания в горах. О том, что это нужно делать и не полагаться на русский авось, мы убедились лично. Но об этом позже. А пока мы бодро зашагали в сторону Оштена. Ума всю дорогу радостно суетилась вокруг, лаяла и с удовольствием плюхалась во все речки и лужи, встречающиеся на пути.

На первый привал остановились спустя несколько часов, когда дошли до развилки маршрутов на Фишт и Оштен. Пока заваривали чай, познакомились с двумя ребятами из Москвы - Денисом и Вовой. Парни первый раз были в Лаго Наках и шли на Оштен, по плану у них была ночевка на вершине. Всем нам было по пути, так как мы с Мишаней шли на нижний Оштеновский приют, там мы договорились встретиться с Андреем и переночевать. Пока я развлекала парней байками о нашем автостоперском  путешествии в Грузию, мы незаметно пришли на место. Распрощались с ребятами, поставили палатку, устроились обедать. А Бог послал нам замечательный обед! Сдобрив трапезу коньячком, расселись каждый со своим занятием – Мишаня с видом английского аристократа неспешно почитывал свежий Forbes, я села рисовать металлическую кружку, так как все пейзажи затянуло облаками, а Ума «наводить красоту». Совершенно неожиданно все синхронно прикорнули на полчасика, проснувшись, поняли, что до вечера еще далеко и решили прогуляться в направлении реки Цице, чтобы хотя бы прикинуть, как и сколько туда идти. Дорога была вниз по склону, идти было легко, да еще и солнышко мощными лучами пробивало облака, освещая нам дорогу, поэтому мы и сами не заметили, как прошли приличное расстояние, дойдя почти до самой реки. Внизу у реки увидели лагерь из нескольких ярких палаток, пофоткались  и повернули обратно. Назад идти было сложнее, все-таки в гору.

Только вернулись на приют, как соседи по лагерю стали зазывать нас на чаек. Мы не отказались, набрали конфет и пошли знакомиться. Соседями оказались дед и два внучка. Несмотря на преклонный возраст, дедуля был очень бодр, и, как мне показалось, мог дать фору любому 40-летнему мужику. Не показалось, все чаепитие дедуля травил байки, как они с внучками нарезают круги по 40 км в день, в горах …и ночью! А потом дал нам попробовать своей чудо-настойки, какого-то там «золотого корня». Я попробовала полглотка этой горькой гадости, но и его мне хватило, чтоб ощутить какое-то второе дыхание и бодрость. Мы с Мишаней хитро переглянулись, представив, что дедуля с внучками закидываются настойкой и лазят несколько суток по горам, как ошалелые!)) Но это, конечно, все шутки, всем бы такого деда! Пока болтали, не заметили, как подтянулся Андрюха, он с Партизанки дошел до приюта за час!!! Так что и у этого подъема есть свои преимущества, не зря с этого года его стали окучивать, и теперь вместо лысой полянки, где раньше можно было бесплатно поставить машину, строят платную стоянку и кучу торговых лотков. Сели ужинать и опять под коньячок стали развлекать себя рассказами о походах, новинках туристического снаряжения и о том, почему многих так манят горы, заставляя совершать восхождения, сопряженные риском для жизни и здоровья. Андрей рассказывал, как ездил в Архыз на две недели, про статьи о горе Аннапурна - самом опасном 8-тысячнике, 41% смертности и всего 142 восхождения. От всего этого веяло чем-то таинственным, опасным и героическим, и тоже захотелось почувствовать себя опытным альпинистом, охотником за острыми ощущениями!.. Но нам для начала хотя бы на Фишт… И опять не заметили, как прошло время, наступил глубокий вечер, и мы изрядно подмерзли. Разбрелись по палаткам и уснули, а чудо-дед с внучками ночью снялись с места и исчезли в неизвестном направлении.

7 утра следующего дня, вылезаем из палаток и ржем над опухшими рожами друг друга: все-таки горы. Ночь выдалась холодная, и Мишаня немного не в настроении - он любезно уступил мне теплый спальник, а сам всю ночь пытался согреться в старом.  Погода чудесная, Оштен предстает перед нами во всей своей красе. Завтракаем, любуясь видами, собираем палатки, Ума нетерпеливо поскуливает от предвкушения. Идем в сторону Цице.

Дойдя до реки, натыкаемся на лагерь, который видели вчера с холма. Поздоровались с ребятами. Оказалось, что они тоже собирались посмотреть каньон и дойти до приюта, но там выросли огромные заросли борщевика  и крапивы в человеческий рост, а из-за дождей все мокрое, да еще и река там особенно бурная и проходить ее нужно вброд, поэтому они туда не пошли. Мы присели покурить в раздумьях. Промокать до нитки ради неизвестности не очень хотелось, поэтому решили повернуть на озеро Псенодах, а дальше решать – заночевать там, или пойти на фиштинский приют.

Как сообщает информационная доска  у КПП, озеро Псенодах – это источник чистейшей питьевой воды, находящийся за массивом  Оштена перед Фишт-Оштеновским перевалом.

Мы попрощались с ребятами и повернули налево в сторону озера, сделав нехилый крюк. Реку Цице нужно было пройти вброд. Андрюха, как ни в чем не бывало, спокойно снял обувь и зашагал по воде. Мне в воду совсем не хотелось, но увиденное  меня приободрило, и я сняла ботинки. А потом я увидела Уму: она, вопреки любви к воде, в два прыжка преодолела речку и не стала задерживаться.  Я еще постояла с минуту, но обратной дороги у меня не было, и, набрав в легкие побольше воздуха, я шагнула… Так громко я не орала даже когда руку в детском саду поломала). Ощущения трудно передать – прохлада резко сменяется жуткой ломотой в ногах, что хочется встать на четвереньки. Река в том месте больше похожа на ручей, но мне ее ширина показалась бесконечной. Уже на берегу пришла в себя, почувствовала себя мега крутой и решила поменять походные штаны на шорты – так красивей, да и ноги загорят! Через пять минут вокруг тропы, по которой мы шли, резко выросли огромные заросли того же борщевика, крапивы и всяких колючек. Но переодеваться второй раз я не стала, и, стиснув зубы, поперлась в кусты. Через время я уже привыкла и перестала обращать внимание на траву, но, как говорится, «не понос, так золотуха». Дорога пролегала через живописные скальники, окруженные со всех сторон лугами с сочной кислотно-зеленой травой и буйно цветущими цветами. Со стороны выглядело, как в старой рекламе сладких драже: будто прошел дождь из разноцветных конфеток и усыпал луг желтыми, фиолетовыми, белыми, синими и розовыми пятнами. От всего этого великолепия у меня разыгралась жуткая аллергия, и я то и дело чихала, рискуя свалиться с обрыва. Вот так весело мы дошли до озера. На деле  это оказалась небольшая лужица с прозрачной водой, которую питали несколько ручейков. Табличка возле озера гласила:

Остановились на привал, раскинули коврики на бережку, с удовольствием накинулись на сладкие припасы, угостили Уму. Мысли по поводу дальнейшего маршрута в голову не шли, все дружно вырубились на часик. Когда проснулись, решили пойти на Фиштинский приют через перевал. Собака уже не так веселилась – устала старушка), а  я, наоборот, почувствовала необычайную бодрость. Все те же луга, скальники, огромные валуны и остатки снега в ямах. Добрались до вершины перевала и увидели несколько памятников погибшим воинам. Что удивительно, возле них были живые гвоздики.  В августе 1942 года здесь шли ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Вот уж кому действительно приходилось несладко. Защищать свой народ ценой жизни, терпя суровые условия и голод, и все это без современных гаджетов, снаряжения и проч. Вообще,  у  этих мест богатая история. Здесь Черкесы сражались с Татарами, казаки брали штурмом укрепления горцев Шамиля, скрывались последние джигиты Дикой дивизии. В годы Великой Отечественной Войны у подножия плато была остановлена немецкая первая горнострелковая дивизия «Эдельвейс». Лаго-Наки – не только череда гор, собрание очаровательных пейзажей и природных памятников – это череда множества исторических событий. С холма, где стояли памятники, была видна площадка, на которой уже наши современники успели обозначиться, выложив камнями названия своих городов.

Почти полпути до приюта было пройдено, стали спускаться с перевала, периодически останавливаясь, чтобы запечатлеть горные виды. Вот уж вдалеке стал виднеться приют, он уютно расположился между Фиштом и Оштеном, огибаемый двумя речками. Глядя на него, очень захотелось побыстрее там оказаться. Пока мы спускались, на горы медленно, но неотвратимо наползали тучи. Мы все дружно включили пятую передачу, но уже на подходе к приюту зарядил приличный ливень. На нас, конечно же, были дождевики, но фонари мы одеть не успели, это обстоятельство помогло  дождю вымочить нас до костей. Приют состоял из двух домиков, где в аренду сдаются койки, магазинчика, платных палаток, бани, беседки с очагом, туалетами и небольшой крытой кухней. В нее мы и вломились дружно. Собака наша из овчарки превратилась в мокрую крысу, забилась под стол и принялась мелко дрожать. А мы стали невольными слушателями бурных споров, которые разыгрались там же, не кухне. Человек семь  крепких молодых ребят и егерь столпились вокруг носилок и обсуждали спасение какого-то или каких-то несчастных.

Оказалось, что утром на Фишт вышла группа из восьми человек, абсолютно без всякого снаряжения и теплых вещей. На гору села туча и эти горе-альпинисты оказались заложниками Фишта. Среди группы нашелся один отчаянный и смелый, который в одних лишь штанах и майке бегом помчался на приют за помощью, а пока он бежал, то случайно увидел еще одного «профессионала». «Профессионал» лежал около ледника без движения и сознания, тоже естественно, без снаряги, да еще и в ДЖИНСАХ!!! Вот уж действительно стечение обстоятельств, если бы не группа, этот парень замерз бы насмерть. Счастливчиком его трудно назвать, и все-таки ему очень повезло.

Спасителя трясло от холода и возбуждения, он жестикулировал и почти кричал, объясняя, что ему нужны теплые вещи и палатка. Мне трудно было представить, как этот смельчак бегом спускался по скользким камням и раскисшей дороге и все это практически наощупь в дождь и туман! А парни в это время решали,  как быть, как тащить носилки, и, главное, как спускаться - это смертельный риск. Егерь вызвал по рации вертолет МЧС. Я много читала статей о несчастных случаях в горах и думала, что вертолет будет лететь вечность, пока уладятся все вопросы по оплате его вылета. Но, к удивлению, вертолет был уже через 15 минут!!! Он сел на площадку возле приюта, высадил двух девчонок бравого вида в форме МЧС и касках, забрал парня с теплыми вещами и улетел на Фишт. Егерь объяснил, что девушек пришлось высадить, чтоб облегчить вес вертолета, так как сесть на горе он не сможет и ему придется балансировать в воздухе. Еще через 15 минут вертолет снова вернулся, чтобы забрать девчонок и улетел, как позже выяснилось, в Сочи -повез «поломанного». Через несколько часов вернулся и смельчак со своей группой, все в целости и невредимости. Как мы узнали позже, у парня с ледника перелом тазовых костей, ребер и рук, но пока он летел в Сочи, то пришел в себя и смог пошевелиться. Вот так мы наглядно  убедились в том, что не нужно, начитавшись статей о том, как можно залезть на горы в кроссовках и джинсах, мнить себя суперскалолазом и лезть в одиночку на гору. А уж про то, что обязательно стоит отмечаться в МЧС, я вообще молчу, ведь если бы не случай, этого парня сейчас оплакивала бы вся его семья.

Слава Богу,  все разрешилось, народ повеселел, и только сейчас все стали замечать нашего пса и с криками: «Ой, бедный песик!!!» пытаться ее угостить. Первым подошел один из крепких ребят (как выяснилось, это были борцы, и в горы они ходят часто, для поддержания  формы) и бросил Уме кусочек шоколадки. Ума в момент  из жалкой мокрой крысы превратилась в солидного волкодава, грозно зарычала и даже не посмотрела на брошенную подачку, хотя я знала, что она была страшно голодная, а тут такая вкуснятина. У нас с Мишаней прямо таки проступила отеческая слеза от переполнявшей гордости. Больше в тот день никто к собаке не приставал.

Мы поставили палатки, переоделись в то,  что было из сухой одежды и отправились в магазин за вином. Цены, конечно, ломят, но «на безрыбье и рак рыба». «Приговорили» на троих полторашку в палатке, и пошли в беседку к народу. В беседке с шутками-прибаутками борцы пытались разжечь костер на мокрых дровах. Это действо объединило весь лагерь, и вот беседка битком набита разными людьми из Краснодара, Урала, Беларуси и других городов и стран. К вечеру костер все-таки разожгли. Компания вокруг собралась веселая и разношерстная, нашелся даже человек с гитарой, который весь вечер в своей манере, исполнял бардовские нетленки, песни «Машины времени», «Землян», Владимира Высоцкого, казачьи Александра Яковлевича Розенбаума и т.д.  Мы играли в «крокодил», смеялись, пили, пели и не заметили, как на лагерь опустилась ночь. Ночью в приют пришел караван: худой дядька лет 40 с десятком лошадей привез продукты в магазин. Дядька был мокрый и уставший, он грелся у костра и сушил свои кеды, которые расплавились, из-за чего он очень сокрушался. На наш вопрос: «Как Вы доехали по такой дороге в темноте, там же и на своих двух убиться можно?!» он ответил, что лошадь лучше, чем любой внедорожник, оснащена системами ночного виденья, ABR и автопилота).  Все отогрелись, наигрались и стали разбредаться по своим палаткам. Ночь выдалась тихая, спали все как убитые.

Утром, как следует выспавшись, мы раскидали свои вещи на солнце, и за час они просохли. За завтраком обсудили маршрут возвращения, дорога домой пролегала через Армянский и Гузерипльский перевалы, после чего расходилась. Андрею нужно было направо на Партизанку, а нам прямо,  мимо горы Абадзеш и дальше до ЛагоНак вдоль Каменного моря.

Собрались, пошли. Ума уже не так радовалась новому походу и без лишних эмоций потрусила рядом. На мой взгляд, этот маршрут самый красивый из всех, где мне удалось походить в ЛагоНаках. Пейзажи как из Толкиеновского «Хоббита»: и реки с водопадами, и леса, и холмы, и перевалы с жуткими моренами - все как в сказке! У моих ребят были тяжелые рюкзаки, поэтому я одна как козочка скакала, перескакивая ручейки, но потом и я устала. Про Уму вообще говорить не приходиться, собака не то что не валялась в речках, она осторожно переступала по камням, чтобы даже не касаться лапами воды. Так мы дошли до развилки и расстались с Андреем. Было немного завидно, что ему остается только спуститься до машины, а нам топать километров 10-15, но я не перевариваю Партизанку за крутой и грязный спуск, и быстро отогнала от себя эти мысли.

Через пару часиков дошли до егерской сторожки, что стоит на развилке маршрутов на Фишт и Оштен. Радостно покидали рюкзаки, сняли ботинки и залезли в холодную речку. Прошлый опыт не прошел даром, и вода уже не казалась такой ледяной. Отдохнули, перекусили и пошли до КПП - последний рывок. По дороге до КПП опять любовались видами, даже увидели небольшую стаю бородачей (борода́ч или ягня́тник — птица из семейства ястребиных, единственный вид в роде бородачи. Общая длина 95—125 см, вес — 4,5—7,5 кг, размах крыльев 275—308 см). Из-за пригорка в 5-ти метрах от нас взлетели в небо 5-6 огромных птиц – это было потрясающе!!!

Я подумала, что мы отвлекли их от трапезы, и побежала исследовать место их взлета, но так ничего и не нашла. Еще вдоль дороги мирно щипали травку табуны лошадей и стада коров. Бычки проявляли к нам любопытство, чем ввергали в острую панику меня и собаку). Все как из рекламы известных шоколадок.

Немного омрачила путешествие неприятная находка – труп жеребенка. Он был совсем как живой, умер совсем недавно, белки глаз были еще влажные и блестящие, видать этот малыш был слабеньким, и природа не дала ему шанса выжить – естественный отбор…

Вот мы дошли до машины и облегченно вздохнули. Собака радостно кинулась в салон и впилась всеми четырьмя лапами в обивку сидения, показывая, что больше она оттуда ни ногой). Сели в машину, доехали до сувенирных лавок и взяли у местных продавцов два стакана душистого чая на горных травах. Пока пили чай, разговорились с женщиной-продавцом. Мы рассказали ей о происшествии на Фиште, а она сказала, что вертолет прилетел быстро, потому что рядом база МЧС, ребята работают оперативно и профессионально, кстати, совершенно бесплатно оказывают помощь всем, кто оказался в беде. Еще мы посетовали на то, что хоть это и заповедник, но ни одного животного, кроме птиц, мы не увидели даже издалека. Женщина возразила: животных разводят и охраняют, а за браконьерство судят и жестко наказывают. Раньше тут водились кавказские зубры, но, к сожалению, последнего убил браконьер еще в 90-ых, его осудили и он получил свое. Но к счастью, поголовье удалось восстановить, благодаря НАШИМ БЕЛОРУССКИМ ЗУБРАМ!!! Закупили несколько особей в беловежской пуще, зубры успешно акклиматизировались и благополучно размножаются. А на дорогу нередко выходят олени и медведи! Так что заповедник в полном порядке, просто звери стараются не выходить на маршруты, опасаясь людей. Наше приключение подошло к концу, к 12 мы уже были в Краснодаре. Втроем, как крабы, хромая, вывалились из машины, и уже через полчаса дрыхли в своих кроватях.

Филоненко Ольга, она же Горбикова, она же Малая.